Бон – древнейшая духовная традиция Тибета, содержит учения и практики, применимые ко всем сторонам жизни, включая взаимодействие с элементами природы; наше этическое и моральное поведение; развитие любви, сострадания, радости, осознанности; и высшее Бонское учение «Великое Совершенство», Дзогчен.  Согласно традиционному отсчету традиция Бон появилась за много тысячелетий до Будды Шакямуни. Будда Шенраб Мивоче пришел в этот мир, изложив учения в земле Olmo Lungring. Ol символизирует не рожденный, бесконечный, сила пророческих слов Тонпа Шенраба, окруженного бесконечным состраданием. Некоторые современные ученые идентифицируют Olmo Lungring c Шанг Шунгом, страной, окружающей Кайлас в западном Тибете в колыбели Тибетской цивилизации.
Тонпа Шенраб передал учение Бона через три последовательных круга учения. Первое учение – «Девять путей Бона»; далее – учение «Четые пути Бона и пятая Драгоценность», последним было сформулировано учение «Внешних, Внутренних и Секретных Законов». В последнем круге Внешнего уровня сформулирован путь отречение, учения сутры; внутренний круг – путь трансформации, или учение тантры; и секретный круг – путь к самоосвобождению, или учение дзогчен. Данное деление на сутру, тантру и Дзогчен мы находим в школе Тибетского Буддизма – Нингмпа. Последователи Бон получили устные учения, посвящения учителей непрерывной линии преемственности с древних времен до настоящего момента. И большинство духовных текстов были также сохранены. В то время как Бон близок к Тибетскому Буддизму, Бон содержит богатство и цвет своих до-Буддистских корней. До недавнего времени древние учения Бона передавались малому количеству учеников на протяжении всех поколений. Сейчас ламы расширили передачу знаний, предоставив и западным ученикам удачную возможность познакомиться с богатством духовных традиций и практик Бона. Благодаря постоянным усилиям Его Святейшества Лунгтока Тенпая Нима Ринпоче, 33 аббата Менри; и Йонгдзина Тензина Намдака Ринпоче, главных учителей традиции Бон, были построены 2 новых монастыря вне Тибета. Таши Менри Линк Монастырь, построенный на Тибете в 1405, был воссоздан в Доланджи, в Индии. Тритен Норбутс Монастырь, построенный на Тибете в 14 веке, был воссоздан в Катманду, Непал. В обоих монастырях есть школы, после прохождения которых присваивается степень геше (доктора, профессора). В Монастыре Менри также представлена восьмиступенчатая школа грамматики, и детский дом со 150 мальчиками и девочками. Оба монастыря - живые источники Бонской культуры, обучение и участие в действии. Учителя традиции Бон Будда Тонпа Шенраб (Верховный Учитель), известный также как Шенраб Миво - основатель традиции Бон. Его образ украшен 13 атрибутами мирного божества. Его правая рука на колене, держит Юнгдрунг (yung – неизменный, drung – вечный), символизирующий вечную истину. Его левая рука расположена на бедре ладонью кверху, символизирует медитацию. Будда Тонпа Шенраб сидит в медитационной позе над дисками солнца и луны на лотосном троне. Согласно истории Бон, Тонпа Шенраб родился около 16 тысяч лет назад в царской семье, в древнем королевстве Тазик (Tazik), на западе Тибета. С момента становления королем он распространял учения Бон, путешествуя по всей территории, выполняя различные ритуалы. Однажды во время путешествия его лошади были украдены Королем Демонов. В поиске лошадей он попал в королевство Жанг-Жунг на западе Тибета. С этого места Тонпа Шенраб начал распространять учение Бон. Многочисленные жены и дети играли существенную роль в истории Бон. Письменная биография Тонпа Шенраба состоит из 15 объемных томов. Шенла Окар и Будды шести миров. У Шенла Окар (Шен - Божество Белого Света) - одно лицо и две руки. Его руки расположены на его набедренной повязке в жесте медитации. Его изображение окружено белым светом, украшено 13 символами мирного божества. Его образ украшен короной, серьгами, тремя ожерельями (короткое, среднее и длинное), браслетами на руках и ногах, лентами, шарфом, набедренной повязкой и троном с золотыми украшениями и ореолом позади.
Сидя над солнечным и лунным дисками, на Снежном льве, как на троне, Будда Шенла Окар (Shenlha Ökar) находится в чистой земле. Практикующие, следующие линии А-Ти (A-Tri) представляют своего коренного учителя в форме Шенла Одкар. Он также известен как Лхачик (Lhachik - Великий Бог), изображен в центре Древа Прибежища (Tsok Shing). Изображение (танка) означает, что Шенла Окар (Shenlha Ökar) несет пользу живым существам через «Шесть покоряющих Шен» или «Шести Будд Проводников», задачей которых является помощь всем страдающими существами в шести мирах до их полного освобождения.
|